WWW.GRAMOTNO.RU

ГРАМОТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
СТРОИТЕЛЬНЫХ, РЕМОНТНЫХ
И ОТДЕЛОЧНЫХ РАБОТ

справочно-информационный портал

РАЗДЕЛЫ САЙТА
РЕМОНТ КВАРТИР
ПАРТНЕРЫ
КОНТАКТЫ

Email: gramotno@yandex.ru

Тел.: +7 (929) 508-0417

Координатор проекта "gramotno.ru" -
Сергей Качанов

Адрес: 119192, Москва, Мичуринский проспект, 15

ОТДЕЛКА НОВОЙ КВАРТИРЫ — КАК Я ЭТО ДЕЛАЛ

Сергей Качанов
архитектор
(Журнал «Технологии строительства» №№1/29 – 5/33  - 2004 г. Рубрика «Школа прорабов»)

Часть 1

«Прорабом можешь ты не быть, но дом построить ты обязан!» — этот лозунг можно воспринимать серьезно, так как в нем отражена одна из важнейших социальных функций человека - созидательная. Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался со строительством. Некоторые занимались этой работой для себя, кто-то — для других. А кому-то эти заботы еще предстоят. Надеемся, что материалы, которые будут публиковаться в журнале «Технологии строительства» в новой рубрике «Школа прорабов», помогут нашим читателям в решении конкретных строительных проблем путём передачи профессионального опыта квалифицированных специалистов тем, кому этот опыт может быть нужен. Новая рубрика журнала создана для содействия этому процессу. Профессиональный подход к любому делу складывается из нескольких составляющих: в рациональной логике принятия решений, в использовании знаний и опыта, и в соблюдении определенной последовательности действий. Если в процессе реализации задуманного не происходит форс-мажорных обстоятельств, то в итоге будет обеспечен действительно полноценный результат, что, несомненно, вызовет удовлетворение от проделанной работы. Серия очерков о том, как в Москве проводилась отделка новой квартиры в типовом панельном доме с участием автора этих строк, возможно, будет интересна читателям журнала «Технологии строительства» в качестве практического пособия по использованию чужого опыта.

Исходная ситуация.
Изначально задача заключалась в том, что мне требовалось сделать хороший ремонт, а, вернее, отделку новой двухкомнатной квартиры в типовом панельном доме серии КОПЭ. Те, кто знают эти дома, различают в них два типа двухкомнатных квартир: «двушка-распашонка», в которой обе жилые комнаты ориентированы на разные стороны дома, и «двушка-линейка», где комнаты расположены вдоль одной из стен дома. В данной статье речь пойдет о ремонте квартиры с линейным размещением жилых помещений. В Москве 22-х этажные дома серии КОПЭ успешно производит и строит ДСК-2. Этот комбинат не так давно стал собственностью группы компаний «ПИК», которая разработала и начала выпускать модернизированную серию КОПЭ-М с поэтическим названием «Парус». Мой же дом был построен в базовом исполнении, довольно быстро и с приличным для индустриального домостроения качеством. Его возвели на месте, освободившемся после сноса пятиэтажки. Предстоящие хлопоты, связанные с отделкой квартиры, воспринимались с профессиональным интересом, так как обустраивать собственное жилье архитектору нужно обязательно с удовольствием и воспринимать это занятие, как приятную работу. Ведь это тот самый редкий случай, когда с объектом можно делать все что хочется, а спрашивать за конечный результат придется только с самого себя.

Объект.
Общая площадь квартиры была почти 60 м2. Существующая планировка и конкретные жизненные обстоятельства ограничивали возможности для творчества, выдвигая на первый план функциональные задачи архитектурного решения. Квартира не имела отделки и представляла собой унылое зрелище: пыльные железобетонные конструкции, старательно изготовленные на заводе, образовывали ровные прямоугольные плоскости стен, полов и низких потолков. Вместо радости новосела было скромное желание покрыть все это серое и мрачное какими-нибудь отделочными материалами и быстрее переехать всем семейством в то, что получится. Однако, собственные профессиональные амбиции, умелое воздействие взрослых и маленьких членов семьи и некоторые другие исходные составляющие постепенно начали активизировать мыслительный процесс, наполнили душу оптимизмом. Желания стали пробуждаться, подстегиваемые необходимостью. Когда закончилась окончательная психологическая перестройка, захотелось «засучить рукава» и восприятие квартиры как бы перешло в другую категорию — в категорию строительного объекта. Для начала объект нужно было внимательно осмотреть. Обследование показало, что, если здесь хорошо поработать, можно надеяться на приличный результат, и, в принципе, все не так уж плохо. А некоторые элементы комплектации, даже вполне устраивали. В частности, здесь были установлены отличные окна из ПВХ-профиля с широкой коробкой, двойными стеклопакетами и надежной фурнитурой. На рамах красовалась марка известной немецкой фирмы КБЕ. Также порадовало и то, что все балконы в доме остеклены одинаковыми раздвижными системами (правительство Москвы не так давно распорядилось делать это в новых домах обязательно). Данный факт обнадеживал в отношении внешнего вида здания и ограничивал перспективы участия его жителей в самодеятельной доработке облика фасада до неприличного состояния. Для будущего творчества им оставалась только возможность развески наружных блоков кондиционеров и разнокалиберных спутниковых тарелок, что они тут же и начали делать. Ну, с этим еще можно было смириться. Кондиционеры и антенны - показатель благополучия их владельцев. Значит, соседи — приличные люди. В квартире удачно была решена известная во всех панельных домах проблема расположения вентиляционного короба — его убрали из кухни и переместили в санузел за стояки канализации и водоснабжения. Это лучший вариант размещения вентиляционного короба в домах типовых серий, выгодно отличающий КОПЭ от других. Кстати, трубы горячей и холодной воды были изготовлены из пластика, а на них предусмотрительно установлены водосчетчики. Осмотр, простукивание и ковыряние подручными средствами стен и полов, в целом, произвели удовлетворительное впечатление: трещин было немного, бетон — прочен, поверхности — относительно ровные. Любой стук, шаги или голос звонко отражались от бетонных поверхностей и эхом разносились по всей квартире. Акустика поражала и заставляла задуматься — здесь бы хорошо выступать с хором, но… время от времени с разных сторон от соседей начинали стучать перфораторы или другие ручные инструменты, да так громко, что казалось, будто бы долбят прямо по твоей голове. В короткие периоды тишины дополнительно к этому ободряющему впечатлению из туалета иногда раздавался характерный звук пролетающих транзитом канализационных стоков. Шум, как реальная проблема, со всей очевидностью призывал меня к борьбе с ним за будущую спокойную жизнь. Предстояло провести специальные строительные мероприятия по звукоизоляции и обеспечению акустического комфорта. Ремонт в квартире сверху уже заканчивался, и применить средства защиты от шума верхних соседей, было уже поздно. Но, все- таки, нужно будет хорошо подумать и предпринять что-либо возможное… Кроме отсутствия звукоизоляции, серьезную озабоченность вызывала духота. В квартире буквально нечем было дышать. Окна, хотя и продолжали радовать своим высоким качеством, но обеспечивали такую закупорку, что создавалось полное ощущение, что квартира полностью герметизирована от внешнего мира. Правда, в каждой комнате имелись форточки — наилучшее устройство для проветривания, которое редко делают на окнах из ПВХ-профиля. Поскольку форточками, конечно же, можно будет пользоваться, мы решили, что в этом нам повезло. Вместе с тем, если учитывать неблагополучную экологическую ситуацию в городе, не хотелось бы полностью зависеть только от форточки. Воздух в доме нужен постоянно, и он должен быть чистым. Значит, придется подумать о решении и этой проблемы. Сантехники в санузле не было совсем. Набор инженерного оборудования был стандартным. В комнатах под окнами висели отопительные конвекторы (чудо отечественной промышленности — гребенка на трубе, закрытая белым металлическим коробом). Они грели основательно, но, тем не менее, были обречены на замену из эстетических соображений. В холле на этаже перед квартирами нашелся «центр управления энергообеспечением» — электрощитовая в современном исполнении. Внутри моргали красными лампочками электронные счетчики, но вся электропроводка в квартирах, как и в прежние годы, была сделана алюминием, так что предстояла её замена на медные провода. Таким образом, после внимательного обследования «объекта», стали проясняться некоторые пункты технического задания для самого себя. Предстояло проанализировать существующую планировку и возможности её улучшить с учётом уклада жизни семьи. Потом двигаться дальше - поработать над проектом, составить смету, определиться с материалами и комплектацией. Параллельно следовало инициировать процедуру согласования перепланировки, готовиться и начинать сами работы.
В результате получится квартира-­студия со встроенной кухней. Согласно проекту, в комнате разместится раскладной диван, напротив него шкаф-­стеллаж с телевизором, у окна – большой письменный стол и книжный шкаф, в торце комнаты – вместительный платяной шкаф с раздвижными дверями. Для приема гостей раскладной кухонный стол можно будет переносить в комнату.
Новая планировка, расстановка мебели и оборудования предоставят хозяевам максимально возможный комфорт проживания на данной небольшой площади. Заказчикам были даны также рекомендации по дизайну и отделочным материалам: бумажные обои «под окраску» и теплая цветовая гамма для стен в сочетании с дубовым паркетом и светло-коричневой плиткой для полов. При этом архитектор посоветовал выбрать двери и мебель в отделке буковым шпоном. Созданный в эскизном проекте интерьер, хоть и простой по своей затее, тем не менее, вполне соответствовал современным представлениям об эстетике и должен был обеспечить новосёлам ощущение домашнего уюта.

Размышления.
Думать и анализировать архитекторам полагается с карандашом в руках, и отражать собственные мысли на листе бумаги, имея предмет своих раздумий перед глазами. Поэтому пришлось вооружиться любимой складной двухметровой линейкой и, при помощи этой «чудо-палочки», легко и быстро обмерить квартиру, чтобы потом дома вычертить обмерный план. Как правило, проекты квартир мною делаются так: сначала на обычной миллиметровке формата А3 я вычерчиваю обмерный план в масштабе 1:50. Затем рисую эскизные варианты планировки, окончательный вариант и весь проект — в виде чертежей на карандашной кальке. Так работать очень удобно, да и в профессиональном плане – это очень приятное занятие — чертить и рисовать руками, на кальке, карандашом, стирать ластиком, обводить рапидографом. Накладывая кальку, можно проверять разные варианты, исправлять детали, получать удовольствие от творчества. Потом, когда планировка решена, понравилась и согласована с заказчиком, вычерчивается окончательный проект. Если нужно, то в компьютерной графике. Но я люблю чертить руками, как нас учили в Архитектурном институте. Вот таким способом и пошёл «проектный процесс» над моей квартирой. В роли заказчиков выступали члены семьи и я сам. Вначале был вычерчен существующий план квартиры, по нему на кальках - эскизные варианты. Было ясно, что, в любом случае, квартире грозила существенная перепланировка. Логика подсказывала, что из нескольких отдельных пространств — 2-х комнат, кухни и коридора нужно сформировать взаимосвязанные функциональные зоны, где можно будет если не широко развернуться, то, по крайней мере, жить и проводить время не в изолированных комнатах-коробках. Пространства должны как бы «перетекать» друг в друга, а проемы — не мешать этому процессу. В дальнейших планах семьи предстояло улучшение жилищных условий до нормальных показателей, с учетом отдельной комнаты для ребенка. Пока же сын был маленьким и оставлял родителей в покое только когда спал, требовалось главное: место для общения, игр и беготни по всей квартире. При этом, работая на кухне, взрослые не должны оставлять малыша без визуального контроля. Поэтому, исходная «коридорная» планировочная схема логически отпадала как неприемлемая. Назревал стиль планировки «коллективный», в котором пространство для жизни было максимально большое, общее для всех. А уединение проживающих членов семьи могло бы производиться только иногда и с ограниченными целями: поспать — иди в спальню, помыться — иди в ванную, покурить — пожалуйте на балкон. При этом ванную комнату хотелось бы иметь размером как можно больше. И это получалось. В прихожей должна быть ниша для одежды, тем более место для нее есть. В кухне желательно иметь длинный ряд шкафов и полный набор техники, что также было осуществимо. Оставалось в планировке решить проблему трассы для забегов ребёнка и маршрута движения детского велосипеда, который уже грозил появиться в доме. Решение этой задачи пришло легко. Поскольку способом удлинения дистанции бега является ее кольцевание, придется пробивать второй проем в стене. Таким образом, в дневное время спальня превратится в дополнение к гостиной и, благодаря двум открытым дверям, у малыша появится возможность носиться по квартире и иметь для этого необходимый оперативный простор. Если в кухне количества мебели и ее вместимости вполне хватало для хранения большого объема посуды и другой утвари, то место для размещения личных вещей «подсказала» сама квартира. В обеих комнатах имелись прекрасные большие «ниши» - свободные торцевые стены, которые как будто были созданы для устройства в них встроенных шкафов вместительных размеров. При этом проемы дверей не заставляют при входе натыкаться на торцы этих шкафов, как в случаях с другими планировками, например, в 3-комнатных квартирах домов КОПЭ и П-44, где дверные проёмы в спальных комнатах смещены к углам. Таким образом, в результате проработки всех возможностей и вариантов, в дальнейшем могли быть решены основные функциональные задачи. Сценарий будущей эксплуатации квартиры представлялся вполне ясным и логичным. Оставалось продумать детали и доработать проект.

Наверх
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5


 
 
РЕКЛАМА